На главную -  Мебель 

 

Советы по выбору светильников


Определение требований к освещению имеет разные аспекты, в том числе инженерный и физиологический.Во-первых, необходим единый подход к проектированию и эксплуатации оборудования различного назначения (светотехнического, электрического, вентиляционного и т.д.). Это определяется экономической целесообразностью, а в некоторых случаях и тем, что в интерьер (это можно отнести и не только к освещению интерьера) невозможно разместить отдельные виды оборудования без комплексного инженерного проектирования. При этом надо иметь в виду улучшение всей рабочей среды интерьера в целом. Нельзя, например, получить хороший результат в помещении с неудовлетворительным уровнем шума, даже если оно прекрасно освещено.

 

Кроме того, сама по себе задача освещения имеет комплексный характер, поскольку свет в интерьере обеспечивает зрительную работоспособность, но также выполняет психологические, биологические и эстетические функции. Хотя многофункциональность света практически ни у кого не может вызвать сомнений, при проектировании осветительных установок она достаточно редко учитывается.

 

Комплексный инженерный подход без учёта разнообразных функций света в интерьере и влияния его на человека недостаточен.Против равномерного бестеневого освещения протестуют специалисты многих стран. В специальной светотехнической литературе в последние годы всё больше внимания уделяется свету как одному из элементов среды (enviroment). При этом сравнительно немного литературы о роли света в архитектуре интерьера. Богатый материал, который даёт в руки архитектора и дизайнера современная светотехника, ещё не используется ими в достаточной мере, по крайней мере, на практике. Свет в такой же мере строительный материал, как камень, кирпич и другие компоненты конструкций зданий, строений, поскольку они воспринимаются только благодаря свету. Поэтому свет - это один из важнейших факторов проектирования. Мне кажется, что точку зрения на использование и назначение света необходимо пересмотреть, потому что развитие источников света, осветительных приборов и систем управления освещением достигло такого уровня, когда искусственный свет для определения функции интерьера и его формы играет большую роль, чем естественный.

 

Однако, как показывает практика, архитекторы или дизайнеры далеко не всегда умеют правильно использовать свет, что не только обедняет архитектурное решение, но иногда приводит к искажению проекта, т.к. интерьер из-за несоответствующего распределения яркости или, скажем, несоответствующего выбора источников света выглядит совсем иначе, чем было запланировано. Светотехническому образованию архитекторов и дизайнеров должно уделяться больше внимания. Необходимо обратить особое внимание на субъективную оценку, которая является более важной, чем строгое удовлетворение численных значений нормируемых величин. Субъективная оценка помогает оценивать и обосновывать новые требования к качеству освещения. Каждая характеристика наблюдаемого интерьера требует отдельной оценки, порой только субъективной, иногда анализа субъективных данных и объективных измерений и гораздо реже - только объективных измерений.

 

Порой людей утомляют скучные и иногда переосвещённые деловые интерьеры общественных помещений. Вместе с тем именно в таких помещениях можно использовать свет не только для освещения, но также для членения и организации пространства. Свет представляет собой то средство, требующее исследование и развития. Он требует не только творчества, но и желания учиться. Освещение, в конечном счете, сугубо техническая проблема, которую необходимо понять, если дизайнер хочет овладеть им. Если архитектор хочет остаться хозяином проектируемого интерьера, ему необходимо образование, чтобы понять зрительные и технические требования к освещению, знать терминологию для обсуждения вопроса со специалистами.

 

Психологическая роль освещения редко обсуждается на страницах светотехнической литературы, хотя во многих современных статьях подчёркивается важность психологического воздействия света, определяющего общую среду и, соответственно, настроение наблюдателя, создавая субъективное впечатление холода или тепла, насыщенности светом или сумеречности. Психологическое действие связано в первую очередь с цветностью, характеризующейся цветовым тоном и насыщенностью цвета, в чём определённо проглядывается барьер между цветоведением и техникой освещения.

 

Результаты психологических исследований работы зрительного анализатора могут сыграть решающую роль в определении оптимальных условий освещения. Например, количественное выражение оптимального информационного баланса между наблюдателем и средой может быть исходной точкой для достаточно определённого научного обоснования требования к необходимому распределению цветности и яркости в поле зрения, а также степени динамики освещения. Однако разработка общих требований к освещению находится ещё в стадии попытки ответа на вопрос. К числу отдельных вопросов по формированию оптимальной световой среды следует отнести поиски путей единого проектирования свето-цветовой среды, вопросы динамики освещения и биологического действия оптического излучения.

 

 

Все согласятся с тем, что темп нашей жизни вырос. Чем интенсивнее жизненный ритм снаружи, тем больше нужен нам отдых в собственных стенах, в доме-крепости . Социологи называют эту потребность стремлением спрятаться в коконе . Уютный дом немыслим без хорошего освещения . Ведь 80 процентов информации об окружающем мире мы получаем с помощью органов зрения.

 

Приглушенный свет для сумерничанья у камина, яркое освещение и хорошая цветопередача для застолья в кругу друзей, неслепящий свет для работы в Интернете - свет во всех его ипостасях продлевает день. Хороший свет дарит нам чувство защищенности и расставляет акценты. И наоборот: плохой или неправильно используемый затрудняет восприятие мира. Перегрузка глаз вызывает головную боль, нарушается психический комфорт. Особенно сильно раздражают прямой слепящий свет открытых ярких ламп или неправильно размещенные светильники . Только гармоничное распределение света гарантирует хорошую видимость и зрительный комфорт, а значит: ни монотонной яркости, ни полумрака. Сбалансированное соотношение света и тени подчеркивает пластику предметов, облегчает ориентацию в помещении.

 

Как правильно подобрать светильник ?

 

Сначала разберемся с терминами. Часто путают понятия лампа и светильник . Во избежание недоразумений: лампа , или, как ее называют в народе, лампочка , - это искусственный источник света . Напротив, светильник обозначает весь световой прибор, который защищает лампу , распределяет и направляет ее свет .

 

Критерии выбора светильника

 

Очень многие совершают одну и ту же серьезную ошибку. Отправляясь в магазин, выбирают самый, с их точки зрения, красивый светильник или тот, что больше других подходит по стилю к интерьеру А потом возникают проблемы: чтобы почитать в кресле, не напрягая глаза, приходится включать все светильники в комнате, в ванной невозможно ни побриться, ни накраситься, а когда гости собираются за столом, лица их приобретают странный синюшный оттенок.

 

Безусловно, внешность светильника очень важна, но не забудьте решить главный вопрос: какую задачу он будет выполнять? Каким должен быть его свет ? Светильники различаются по типам светораспределения . Их несколько.

 

Прямое. Свет направлен строго в одну сторону, очень узкий световой пучок предназначен для точного направленного освещения .

 

Преимущественно прямое. Основная часть светопотока направлена вниз, меньшая мягко рассеивается вверх, создавая декоративное освещение .

 

Равномерное. Свет распределяется ровно во все направления. Светильник обычно из прозрачного материала (например шар матового стекла). Создается ровное фоновое освещение , но отсутствуют акценты для создания настроения.

 

Преимущественно рассеянное. Свет ламп высокой мощности направлен на рефлектирующие стены (потолки), меньшая доля косвенного света подчеркивает форму светильника и расставляет акценты.

 

Рассеянное. Свет направлен исключительно на отражающие поверхности стен и потолка. По-настоящему гармоничное освещение достигается с помощью комбинации светильников с различным распределением света .

 

Критерии выбора ламп

 

Покупая светильник , далеко не все интересуются, а что, собственно, за лампочка находится внутри, но ведь именно от этого во многом зависит функциональность светильника . Лишь немногие руководствуются принципом решения осветительной задачи. Наиболее универсальна - старая добрая лампа накаливания , у остальных более узкая специализация. Качество света можно измерить во вполне конкретных величинах.

 

Цветопередача

 

Характеризует цветовой эффект, который вызывает свет лампы , освещая окрашенные предметы. Другими словами, показывает, насколько естественно передается цвет предмета при искусственном освещении . Существует шесть уровней цветопередачи. Лампы уровней 1А и 1В обеспечивают самую лучшую цветопередачу. (Ступень 1А: лампы накаливания, галогенные лампы накаливания 220 В и 12 В).

 

Цвет излучения

 

Означает собственный цвет излучаемого лампами света . Измеряется в Кельвинах (К): тепло-белый цвет (до 3300 К), нейтрально-белый цвет (3300-5300 К), дневной белый цвет (свыше 5300 К). В жилой зоне, особенно в гостиной, предпочтителен теплый белый цвет, что соответствует свечению ламп накаливания, галогенных ламп накаливания 220 В и 12 В, а также компактных люминесцентных ламп с резьбовым цоколем. Лампы с тепло-белым свечением создают уютную атмосферу; нейтрально-белый цвет излучения создает скорее деловое настроение.

 

Светоотдача

 

Многие думают, что чем мощнее лампа , тем лучше качество ее свечения и дольше срок службы. Это не так. Эффективность лампы определяет светоотдача . Чтобы узнать ее, нужно разделить световой поток (в люменах) на потребление электрической мощности (в ваттах).

 

Эта величина описывает, сколько света производит лампа из потребляемой энергии. Чем выше показатель в люменах на ватт (лм/Вт), тем эффективнее лампа . Если показатель превышает 50, перец вами лампа низкого энергопотребления. Несколько примеров: стандартная лампа накаливания горит около 1000 часов при максимальной светоотдаче 14 лм/Вт. Галогенные лампы накаливания на 220 В и 12 В имеют почти вдвое большую светоотдачу , и их необходимо менять лишь после 2000 - 4000 часов горения. Число часов эксплуатации экономичных компактных люминесцентных ламп достигает 12 00 Такие лампы при меньшей мощности (например 11 Вт) благодаря высокой светоотдаче (до 65 лм/В) могут заменить лампы накаливания большей мощности (60 Вт) при одинаковом светопотоке . Срок эксплуатации лампы особенно важен, когда вы покупаете светильник для труднодоступных мест . Энергосберегающие лампы - компактные люминесцентные лампы с резьбовым цоколем и интегрированным пускорегулирующим устройством - уже существуют в классическом облике лампочки - груши .

 

Секреты хорошего освещения

 

Гостиная. Эта комната выполняет несколько функций: здесь принимают гостей, смотрят телевизор, общаются, читают, а иногда еще и работают. Главный секрет хорошего освещения : для каждой функции - свой светильник . Это значит, что в гостиной нужно создать несколько островков света . Светильники должны располагаться на разных уровнях. Лучше, если они будут иметь реостаты, тогда вы сможете регулировать яркость освещения (в сумерках - более интенсивное, потому что электрический свет борется с дневным, вечером яркость можно приглушить). Вблизи дивана и кресел имеет смысл разместить мобильные торшеры или настольные лампы , которые подчеркнут обособленность этого уголка. Ровное рассеянное освещение (так называемое фоновое)помогут создать напольные светильники с абажуром в виде чаши, направленной вверх. Архитектурные элементы, такие как колонны, арки или, например, открытая кирпичная кладка, будут выглядеть эффектно и таинственно, если подсветить их снизу встроенными в пол низковольтными лампами . Отдельные зоны гостиной можно также осветить встроенными в потолок низковольтными точечными светильниками . Нет возможности встроить лампы - выбирайте низковольтные системы света на шинопроводах. Это замечательное решение для гостиной, с их помощью можно создавать множество вариантов световой композиции, играть со светом . И, наконец, о лампочках . Для гостиной подходят галогенные или обычные лампы накаливания, но никак не флюоресцентные.

 

Кабинет. Идеальная световая схема: общий светильник , не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места. В роли первого сегодня чаще выступает не многорожковая люстра , а напольный светильник с рассеянным световым потоком: свет отражается от большой поверхности потолка. Избегайте направленного света и световых контрастов: резкие переходы от света к тени утомляют. Ни один кабинет не может быть освещен хорошо и оригинально одновременно: правильное рабочее освещение предполагает монотонность. Для рабочего места: лампа с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или на шарнирах. Лампы накаливания подходят для кабинета больше галогенных (чем больше поверхность источника света , тем более рассеянным получается свето -распределение). Свет должен падать сбоку - так, чтобы не создавать теней и не отражаться от блестящих покрытий. Непрямое освещение комнаты и ненаправленное освещение стола рекомендуются и при работе на компьютере. Такой свет не слепит и не рефлектирует. Если в комнате есть окно, письменный стол с монитором должен стоять перпендикулярно к нему. Совет тем, кто работает ночью: резкие контрасты освещенности утомляют глаза. Поэтому важно кроме лампы на рабочем столе всегда включать и общее освещение .

 

Спальня. Свет в этой комнате должен иметь два основных центра - у кровати и у шкафа. Кому не знакома такая ситуация: в то время, как вы уже засыпаете, ваш партнер еще хочет почитать перед сном. Решением проблемы может стать лишь лампа на ночном столике с приглушенным светом , освещающим только одну кровать. Лучше всего для этого подойдет лампа с металлическим абажуром, при возможности на гибкой штанге. Совершенно не подходит абажур из ткани или из матового стекла. Так, любители вечернего чтения могут еще долго наслаждаться книгой - не мешая другим. Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены. Идеально подойдут для этого встроенные точечные светильники направленного света . Однако эту задачу выполнят и установленные на стенах низковольтные галогенные лампы рассеянного или направленного света . Совершенно бессмысленны лампы , встроенные в шкаф: чтобы хорошо рассмотреть содержимое полок, необходимо некоторое расстояние между лампой и шкафом.

 

Общий ориентирующий свет в спальне можно создать с помощью ритмично расположенных локальных источников - торшеров , бра и высоких настольных ламп . Правила здесь таковы: абсолютное отсутствие света , падающего в глаза, и использование направленных световых потоков только для создания отраженного света . Оптимальным решением является равномерно и сильно рассеянный свет .

 

Кухня. Здесь действуют те же правила, что и для кабинета (кухня - рабочее место!): по возможности рассеянный свет , который не ослепляет. Часто встречается такое решение: маленькие галогенные лампочки встроены в нижнюю поверхность настенных шкафчиков. Если рабочая поверхность к тому же из хромированной стали или полированного камня, она превращается в зеркало и слепит того, кто занимается готовкой, - едва ли это можно назвать комфортной рабочей обстановкой. Другие негативные факторы - тени на рабочей поверхности. Единственно правильное решение для этой зоны: лентовидные люминесцентные лампы . Такой источник оптимально рассеянного света сокращает слепящее отражение до минимума. В других зонах кухни можно использовать встроенные лампы или галогенные светильники при условии, что последние размещены достаточно высоко. Обеденный стол - уютное место встречи всей семьи. Превратить его в приятный островок света поможет подвесной светильник (или несколько если стол большой). Он должен располагаться чуть выше уровня глаз, то есть на расстоянии 60 см от поверхности стола. А как же непременные свечи? Без них не обойтись - чтобы создать настроение.

 

В рабочей зоне для качественной готовки требуется интенсивное освещение столешницы и предпочтителен нейтральный спектр ламп , не искажающий естественного вида пищи. За обеденным столом освещение должно быть таким, чтобы блюдо выглядело приятно и аппетитно. Мягкий, осторожный свет создаст благоприятную атмосферу как для тихой будничной, так и для праздничной домашней трапезы.

 


 

Современные изоляционные материалы.
Какая теплоизоляция подойдет именно вам?.
Спальня.
Мой дом - моя крепость.
Как правильно осуществить отопление производственного цеха тонкости и рекомендации.

 

На главную -  Мебель 
 
Яндекс.Метрика